Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы.
«В отрывке из книги Б. Л. Васильева „В списках не значился" рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство — (А)________(предложение 15, „кажет" в предложении 30) и такую форму речи, как (Б)_________(предложения 14-18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп (В)________(„плачущим голосом" в предложении 12); чувства Плужникова. так и не выстрелившего в немца, помогает передать приём (Г)________(предложения 58-59)».
(1)Встреча
произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова
из-за уцелевшей стены. (3)Карабины висели за плечами, но даже если бы они
держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
(4) Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор
спасала его.
(5) А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни.
(6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец, рухнул на кирпичи, а
патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй
немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени.
(8) И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.
— (9)Комм, — сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.
(10) Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в
тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у
длинного дощатого стола.
(12)Немец заговорил громким плачущим голосом, захлёбываясь и глотая слова.
(13) Протягивая вперёд дрожавшие руки, показывая ладони то Мирре, то Плужникову.
— (14)Ничего не понимаю, — растерянно сказал Плужников. — (15)Тарахтит.
— (16)Рабочий он, — сообразила Мирра, — видишь, руки показывает?
— (17)Дела, — озадаченно протянул Плужников. — (18)Может, он наших пленных
охраняет?
(19) Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной
тирадой, как только она замолчала.
— (21)Пленных охраняют другие, — не очень уверенно переводила девушка. —
(22) Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они караульная
команда. (24)Он — настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок
пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он рабочий, мобилизован в апреле...
(26) Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг
торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана
чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре
фотографии и положил на стол.
— (29)Дети, — вздохнула Мирра. — (30)Детишек своих кажет.
(31) Плужников поднялся, взял автомат:
— Комм!
(32) Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.
(33) Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги,
трясущимися руками всё обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг
начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.
(36) А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть
из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала
троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей
охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и
человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая,
беспощадно гнал вперёд.
— (42)Шнель! (43)Шнель!
(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников
ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись,
замер...
(46) Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с
ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...
(48) В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что
она стоит рядом.
(49) Знаешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.
(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил
её щеку: она была мокрой от слёз.
(52) Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. — (54)Она вдруг
крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. — (55)Спасибо тебе,
спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?
(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал,
потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей
совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.
(По
Б. Л. Васильеву*)
«В отрывке из книги Б. Л. Васильева „В списках не значился" рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство — (А) РАЗГОВОРНЫЕ И ПРОСТЫЕ СЛОВА (предложение 15, „кажет" в предложении 30) и такую форму речи, как (Б) ДИАЛОГ (предложения 14-18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп (В) ЭПИТЕТ („плачущим голосом" в предложении 12); чувства Плужникова. так и не выстрелившего в немца, помогает передать приём (Г) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (предложения 58-59)»
Разговорные и простые слова |
Разговорные с. - слова со
стилистически сниженным, грубым и даже вульгарным оттенком, к-рые находятся
за пределами литературной речи Простые с. в отличие от разговорных,
либо имеет оттенок грубости (обшарпанный, брюхо, стырить, жрать, дрыхнуть,
зенки, логово), либо ненормативности (кажись, заместо, простыть, намедни,
давеча) |
бабуся, мальчуган, домик, избушка— ласк.;стишки— ирон.;писанина,
домина— пренебр., презрит. |
Диалог |
Диалог - литературная или театральная форма устного или
письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между
двумя и более людьми... |
— Ало! Доброе утро! — Доброе утро! Я вас слушаю. — Это Мария. Вы могли бы позвать Тараса? |
Эпитет |
Образное определение, дающее
предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем
прилагательным |
Золотая роща. |
Парцелляция |
это намеренное расчленение связного текста
на отдельные предложения. П. дробит плавно текущую мысль на маленькие
отрывки. Эта фигура речи позволяет повысить эмоциональную выразительность,
экспрессивность текста. |
«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет» |