Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,
выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на
места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Правильный ответ
впишите в ячейку напротив соответствующей буквы
«Троп — (А)________(„роясь в хламе сердца"), использованный Н. И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми — об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б________("священным долгом" в предложении 4, "твёрдое намерение отблагодарить" в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что "истинное благодеяние" заслуживает благодарности, использованный приём — (В)________(предложения 3—4) — приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что "не был благодарным" по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём — (Г)________("иногда" в предложении 23)».
(1)Я всё
чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу
тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более
неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном
виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но увы!
(4) На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в
хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным
долгом.
(5) Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6) Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, но судьба не дала
мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я
скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству
профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне
Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского).
(8) Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери.
(9) Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у
незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, как бы мне
теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, — был долг благодарности моей
матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три
женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после
разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за
мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное
детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала
существование семьи,
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов
брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.
— (14)Ты будешь, — говорилось, — чужой
хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.
(15) Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили
за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили
сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я,
чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели выставляя на
вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17) Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось
загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года.
(19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на
прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого
доставало не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники,
помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие
старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас
сожалею.
(По
Н. И. Пирогову)
«Троп — (А) МЕТАФОРА („роясь в хламе сердца"), использованный Н. И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми — об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б) ЭПИТЕТЫ ("священным долгом" в предложении 4, "твёрдое намерение отблагодарить" в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что "истинное благодеяние" заслуживает благодарности, использованный приём — (В) ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (предложения 3—4) — приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что "не был благодарным" по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём — (Г) ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР ("иногда" в предложении 23)».
Метафора |
Перенос свойств с одного предмета на
другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении). |
У
мамы золотые руки |
Эпитет |
Образное определение, дающее
предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем
прилагательным |
Золотая роща. |
Противопоставление |
или Антитеза – это
стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов,
свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной
передачи мысли и чувств. |
Умный научит, дурак наскучит |
Лексический повтор |
намеренное повторение одних и тех же
слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при
этом повторяется в одинаковой форме. |
Идут, идут испуганные тучи |