Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,
выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на
места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Правильный ответ
впишите в ячейку напротив соответствующей буквы
«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)________("несуразное, бестолковое" в предложении 30, "беспредельным", "безграничной" в предложении 37), (Б)________("хлопчик" в предложении 3, "кривятся" в предложении 9) — и такая форма речи, как (В)________(предложения 4—7, 9—15). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г)________(в предложениях 17, 18)».
(1)Фронтовая
полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным
пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается.
(3) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.
— (4)Дяденька, дайте два патрона.
— (5)На что тебе патроны?
— (6)А так... на память.
— (7)На память патронов не дают.
(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.
(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:
— Ну вот! (10)Что с них толку?
— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять
толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную
гранату? (14) Может быть, отцепить от
тягача небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори
прямо.
(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем
нам уже всё давно ясно.
(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья
в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19) Он знает все лощинки,
последние тропинки на сорок километров в округе.
(20) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку
комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше,
облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.
(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это —
обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.
(26) Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов
пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.
— (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что
же ты, из пустой крынки стрелять будешь?
(29) Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и
весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит
мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову,
он исчезает в клубах пыли.
(33) Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на
взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские
бомбы имеют для всех одинаковую силу.
(35) Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки —
переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней
точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических
поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с
беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной
любовью встречают прибывающих с фронта раненых.
(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже
на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы
и даже подвига.
(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха
после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то,
в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а
помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим
фашизмом.
(По А. П. Гайдару*)
* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков, 1904-1941) — русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
«Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А) СИНОНИМЫ ("несуразное, бестолковое" в предложении 30, "беспредельным", "безграничной" в предложении 37), (Б) РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА ("хлопчик" в предложении 3, "кривятся" в предложении 9) — и такая форма речи, как (В) ДИАЛОГ (предложения 4—7, 9—15). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г) РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в предложениях 17, 18)».
Синонимы |
слова, которые пишутся и звучат
по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое
значение. |
Путник-странник Умный-смышленый Дыра-отверстие |
Разговорная и просторечная лексика |
Разговорная л. - слова со
стилистически сниженным, грубым и даже вульгарным оттенком, к-рые находятся
за пределами литературной речи Просторечная л. в отличие от
разговорной, либо имеет оттенок грубости (обшарпанный, брюхо, стырить, жрать,
дрыхнуть, выпендриваться, зенки, логово), либо ненормативности (кажись,
заместо, простыть, намедни, давеча, напополам, беспременно) |
бабуся, мальчуган, домик, избушка— ласк.;стишки— ирон.;писанина,
домина— пренебр., презрит. |
Диалог |
Диалог - литературная или театральная форма устного или
письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между
двумя и более людьми... |
— Ало! Доброе утро! — Доброе утро! Я вас слушаю. — Это Мария. Вы могли бы позвать Тараса? |
Ряд однородных членов предложения |
Два (и более) однородных члена
предложения объединяются в ряд однородных членов. В предложениях может
употребляться любое количество рядов однородных членов предложения. |
Тане и Ане нравилась
песенка о щенке и котенке. |