Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы
«Стремясь описать природу средней полосы России и передать своё восприятие её неброской красоты, К. Г. Паустовский использует различные тропы, среди которых (А)_______(„слабый и чистый свет зари“ в предложении 22, „прозрачный слабый месяц“ в предложении 23), (Б)______(„будто колокольчик" в предложении 28, „как мазок оранжевого золота“ в предложении 59). Ещё один троп — (В)_______(„соловьиное царство“ в предложении 19, „соловьиный гром“ в предложении 43), а также синтаксическое средство — (Г)________(предложения 19, 33, 36) — позволяют понять отношение персонажей к природе».
(1) Лучше
всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны, столкнувшись
лицом к лицу со всем, что было его поэзией.
(2) Первая «встреча» с Левитаном
произошла у меня в Третьяковской галерее. (3)Но сильно запомнилась ещё одна из
многочисленных, если можно так сказать, «внутренних» встреч с художником.
(4)Этих встреч на самом деле не было, но часто возникало ощущение, что Левитан
был только что здесь, что, конечно, только он мог показать нам те великолепные
уголки страны, которые сияют в бледной синеве неба, молчат вместе с
безветренными водами рек и озёр и откликаются эхом на крики кочующих птиц.
(5) Эта встреча случилась в лесистой и пустынной стороне невдалеке от Москвы. (6)Места
были глухие, почти бездорожные. (7)Мне пришлось ехать в телеге и переправляться
через лесные реки на паромах.
(8) Кончалась весна. (9)Зеленоватое ночное небо слабо светилось над серыми
лесами. (10)Воздух был пропитан холодноватым запахом мокрых доцветающих трав.
(11) Я уснул в телеге. (12)Проснулся я оттого, что телега, заскрипев,
остановилась на песчаном спуске к реке и возница лениво закричал:
— Эй, Семён, давай перевоз!
— (13)Ладно, ладно!— ответил из тумана хриплый голос. — (14)Тоже торопыга
нашёлся. (15)Всех птах мне распугаешь. (16)Невежа и есть невежа!
— (17)Во беда! — шутливо сказал возница. — (18)Хоть не езди через этот чёртов
паром, через Птичий угол. (19)Тут верно — соловьиное царство!
(20) Мы помолчали. (21)3а рекой в чёрных ночных вершинах деревьев начинало
светать.
(22) Слабый и чистый свет зари появился в небе. (23)Низко, над самым краем
земли, висел прозрачный слабый месяц. (24)«Вот — Левитан!» — почему-то подумал
я, и у меня, как в молодости, заколотилось сердце.
(25) Вокруг было очень тихо. (26)Очевидно, перевозчик ещё не надумал перевозить
нас. (27)Только один раз он зевнул.
(28) Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто колокольчик.
(29) И тотчас высокая трель ударила по чёрной воде и рассыпалась среди зарослей
кувшинок.
(30)Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке странные и смешные
звуки, будто он полоскал себе горло ночной росой.
— (31)Во, слыхали? — спросил возница. — (32)Это он разгон пока что берёт. (33)А
потом как развернётся — одна красота!
— (34) Невежа! — неожиданно сказал из тумана хриплый голос. — (35)Только и
ждали тебя, объяснителя. (З6)Дай послухать! (37)Он сейчас даст «лешеву дудку»,
так ты свою лошадёнку держи — как бы не разнесла.
(38)Возница не обиделся. (39)Он только шёпотом сказал мне:
— Сейчас самое будет начало.
(40) И действительно, по всем берегам в
зарослях лозы ударили, как по команде, соловьи.
(41) И утро, казалось, начало от этого
разгораться быстрее. (42)И уже была видна нежнейшая алая гряда небольших
облаков, что висела с ночи над всем этим лесным краем.
(43) Соловьиный гром нарастал. (44)3аря открыла свои смутные дали. (45)Тогда
оказалось, что на востоке, за частоколом лесных вершин, лежит тихая и
лучезарная страна, которой нет названия. (46)И я снова, сам не понимая почему,
подумал: «Левитановская заря...»
(47)Потом мы переехали через реку и немного посидели около шалаша перевозчика.
(48) Он с гордостью показал мне своё последнее изобретение — круглую узкую яму,
выложенную ветками лозы.
— (49)Вот! — сказал перевозчик. — (50)Последняя моя модель. (51)У вас в Москве
холодильники — и у меня холодильник. (52)Ты засунь руку, попробуй. (53)Мороз!
(54)Дочка мне молоко приносит. (55)Оно тут не киснет нисколько. (56)Вот она,
дочка, глупышка отчаянная.
(57)Я оглянулся и увидел маленькую спящую девочку на лежанке из досок. (58)Она
усмехалась во сне. (59)Первый луч солнца, густой, как мазок оранжевого золота,
упал на сухие ветки шалаша. (60)Девочка вздохнула. (61)И я подумал, что вся
страна похожа на эту девочку — такая же льняная, сероглазая, застенчивая,
жалостливая и весёлая. (62)И снова я вспомнил о Левитане с благодарностью и
грустью.
(63)3а рекой потянулся сосновый лес. (64)Всё в нём было очень приветливо, даже
самые скромные, самые обыкновенные замухрышки — липкие сыроежки и беленькие
цветы земляники.
(65)Я снова подумал о Левитане, о том, что в родной земле всё хорошо, вплоть до
этого слабенького лесного цветка. (66)Если бы нам сказали, что больше мы
никогда его не увидим, у многих людей сердце сжалось бы от боли...
(По К. Г. Паустовскому)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
«Стремясь описать природу средней полосы России и передать своё восприятие её неброской красоты, К. Г. Паустовский использует различные тропы, среди которых (А) ЭПИТЕТ („слабый и чистый свет зари“ в предложении 22, „прозрачный слабый месяц“ в предложении 23), (Б) СРАВНЕНИЕ („будто колокольчик" в предложении 28, „как мазок оранжевого золота“ в предложении 59). Ещё один троп — (В) МЕТАФОРА („соловьиное царство“ в предложении 19, „соловьиный гром“ в предложении 43), а также синтаксическое средство — (Г) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (предложения 19, 33, 36) — позволяют понять отношение персонажей к природе».
Эпитет |
Образное определение, дающее
предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем
прилагательным |
Золотая роща. |
Сравнение |
Сопоставление одного предмета
или явления с другим. |
Мой дом — моя крепость. Сердце холодное, как лед. |
Метафора |
Перенос свойств с одного предмета на
другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении). |
У
мамы золотые руки |
Восклицательные предложения |
это такие предложения, которые
передают сильные чувства и эмоции говорящего. В конце этих предложений
ставится восклицательный знак |
У нас большая радость! |