Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы
«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А)________("чистой и благородной национальной гордости" в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б)_______("словно омытое росой" в предложении 12) и синтаксическое средство — (В)_______(в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г)________(предложение 19)».
(1)Жизнь
человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох.
(2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе
новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового
времени на своей старой и всё же доброй Земле.
(3)Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества.
(4) Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса.
(5)Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной
национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.
(6) Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в
своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества.
(7)Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на
жизненном нашем пути.
(8) Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. (9)Все мысли были
прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта
почти никто не знал.
(10)Если простая
поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в
сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей
своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать
людей, пока будет существовать наша Земля.
(11)Сейчас я
невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными
цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем
сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. (12) Я помню всё: солнце, яркое,
словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо
мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и
красивой женщины. (13) Это была очень любимая киевской молодёжью актриса
Пасхалова.
(14) Военный оркестр
играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны».
(15) И вот —
невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих
воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства
Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. (16)Наше поколение
счастливое. (17)Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления
новой, величайшей эры. (18)Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его
представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный,
спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. (19) Это величайшая
мирная победа в истории Земли!
«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт Юрий Гагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А) ЭПИТЕТ ("чистой и благородной национальной гордости" в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б) СРАВНЕНИЕ ("словно омытое росой" в предложении 12) и синтаксическое средство — (В) РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в предложении 12). Оценивая достижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение 19)».
Эпитет –
художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в
данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы
вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.
Сравнение –
это изобразительный прием, в котором сопоставляются два
предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них.
Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два
элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Ряды однородных членов – это те члены
предложения, которые связываются с одной и той же словоформой, а также выполняют
одну синтаксическую функцию. Как правило, такие слова произносятся с интонацией
перечисления. Более того, в предложении они располагаются контактно (то есть
один за другим), а также довольно часто допускают любую перестановку. Хотя она
возможна далеко не всегда. Ведь первым в таком ряду обычно называется то, что
представляет собой первичное с хронологической или логической точки зрения или
же наиважнейшее для говорящего.
Основные признаки:
-Они представляют собой одинаковые члены предложения.
-Такие слова имеют
между собой сочинительную связь, которая выделяется посредством интонации или
же сочинительных союзов.
-Однородные члены
зависят от одного слова или же подчиняют его себе. Другими словами, они
совершенно одинаково относятся к одному (главному или второстепенному) члену
предложения
-Ряд
однородных членов произносится с интонацией перечисления. В том случае, если
между такими словами нет союзов или они повторяются, их следует связывать
соединительными паузами.