Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«А. Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа "По закону" жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)________("южный порт был... дверью мира" в предложении 2, "пульс мира" в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)________(в предложении 7). Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп — (В)________("горячее участие" в предложении 22, "ядовитым воспоминанием" в предложении 44), а также синтаксическое средство — (Г)________(в предложениях 34, 35)».
(1) Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.
(3) Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. (4) Здесь бился пульс мира.
(5) «Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. (6)Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего.
(7) Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. (8)Я жил в полусне новых явлений. (9)Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей.
(10) В казарму привезли раненого. (11)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (12)Поссорились они или не поделили чего-нибудь этого я не помню. (13)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (14)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (15)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению.
(16)Рана была не опасна. (17)Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями.
(18) Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет».
(19) Доктор? (20)Говорить? (21)Я направился к койке раненого.
(22) Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (23)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал.
(24) Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (25)Он послан им, пришёл по его просьбе.
(26) У него жена, дети, сам он военный матрос. (27)Он полон раскаяния. (28)Его ожидают каторжные работы.
(29) Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». (30)Если «по человечеству», то мы замнём дело. (31)Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.
(32) Была полная тишина. (ЗЗ)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (34)Что скажет раненый? (35)Какой приговор изречёт он? (36) Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». (37)На его месте следовало простить. (38) Он выздоравливал.
(39) Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо.
(40)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (41)От него несло океаном, родиной больших душ. (42) И он был так симпатично мужествен, как умный атлет...
(43) Раненый помолчал. (44)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (45)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:
— Пусть... уж... по закону.
(46) Доктор, тоже помолчав, встал.
— (47) Значит, «по закону»? — повторил он.
— (48) По закону. (49) Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.
(50) Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. (51)Мне казалось, что у меня что-то отняли.
(52) С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас.
(По А. Грину*)
* Александр Грин (настоящее имя — Александр Степанович Гриневский, 1880-1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско -психологических, с элементами символической фантастики, произведений.
«А. Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа "По закону" жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А) МЕТАФОРА ("южный порт был... дверью мира" в предложении 2, "пульс мира" в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б) РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в предложении 7). Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп — (В) ЭПИТЕТ ("горячее участие" в предложении 22, "ядовитым воспоминанием" в предложении 44), а также синтаксическое средство — (Г) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в предложениях 34, 35)».
Метафора |
Перенос свойств с одного предмета на
другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении). |
У
мамы золотые руки |
Ряд однородных членов предложения |
Два (и более) однородных члена
предложения объединяются в ряд однородных членов. В предложениях может
употребляться любое количество рядов однородных членов предложения. |
Тане и Ане нравилась
песенка о щенке и котенке. |
Эпитет |
Образное определение, дающее
предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем
прилагательным |
Золотая роща. |
Восклицательные предложения |
это такие предложения, которые
передают сильные чувства и эмоции говорящего. В конце этих предложений
ставится восклицательный знак |
У нас большая радость! |